ДРАМАТУРГИЯ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ
ДРАМАТУРГИЯ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ
московская школа новой литературы
московская школа новой л
БОРИС КЛЮШНИКОВ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ
ПРАКТИКИ
ПРАКТИКИ
Программа лаборатории театра состоит из нескольких интенсивных курсов. Пока не заканчивается один интенсив, не начинается другой. Большинство курсов завершается показами. Занятия проходят два раза в неделю по вечерам очно, оффлайн. Обучение длится год. Участники лаборатории драматургии и театральных практик могут посещать и другие занятия МШНЛ – лекции лаборатории «Транслит» и лаборатории прозы. Стоимость обучения 90000 рублей. Возможна помесячная оплата.
Полное описание
Театр – это коллективный труд, его создают люди с разным бэкграундом и часто с классическим театральным образованием. Обрести общий язык с театральным сообществом, предлагая ему нечто новое – вот сверхзадача лаборатории драматургии и театральных практик.

Практической целью курса является создание собственного художественного произведения драматическом жанре либо теоретического текста о театре. Результаты работ выпускников прошлого года были сценически реализованы со студентами ГИТИСа и опубликованы на страницах журнала [Транслит].

Каждый месяц студенты занимаются в двух интенсивах - практическом и теоретическом, в каждом из которых по 8 занятий, проходящих еженедельно. В этом году свои мастерские проведут Валерий Золотухин, Сергей Морозов, Кети Чухров, Дмитрий Волкострелов, Дина Хусейн.

Средой обучения станут как видео конференции так и очные встречи на образовательной площадке в центре Москвы. Координация учебного процесса (обмен ссылками, выполненными заданиям и общением с преподавателями) осуществляется в Telegram.

По окончании курса выпускники получают сертификат государственного образца о пройденном обучении, а отобранные мастерами проекты будут опубликованы на бумаге и поставлены на сцене.



Стоимость и сроки обучения
Очная форма обучения:
Срок обучения - 1 год.
Стоимость одного года обучения - 90 тыс. руб.

Дистанционная форма обучения:
Срок обучения - 1 год.
Стоимость одного года обучения - 90 тыс. руб.

Возможна помесячная оплата
КУРСЫ И СЕМИНАРЫ
Открыт набор на осень 2021
Наталья Зайцева
Сергей Морозов
Theatrum Mundi (Валерий Золотухин, Юлия Лидерман)
Кети Чухров
Дмитрий Волкострелов
Дина Хусейн
«Теория речевых актов и современная драматургия»
Основа театра – действие. Теория речевых актов рассматривает, «как совершать действия при помощи слов». Мы изучим принципы классической и современной драматургии сквозь шесть главных навыков коммуникации, которые необходимы взрослому человеку.

Каждое занятие посвящено одному из речевых актов, по которому студенты выполняют письменное задание. В классе мы разбираем тексты студентов и вместе ставим по ним этюды, осваивая тем самым теорию драматургии, метод действенного анализа пьесы и принципы работы в театральной команде.

Курс пройдет в октябре и будет идти еженедельно по пятницам (8, 15, 22, 29). Каждое занятие будет сдвоенным (4 академических часа) и длится с 19.00 до 22.00.
Twitter Opera

Студенты познакомятся с историей жанра мини-опер, встретятся со специалистами в области цифрового искусства и узнают о взаимодействии голоса и цифровых сред. В рамках первого этапа участники воркшопа создадут либретто оперного мини-сериала в формате постов в Твиттере, Инстаграме или Фейсбуке. На втором этапе с либретто будут работать приглашенные композиторы. В результате будет создано несколько новых камерных сочинений.

Первая часть мастерской пройдет в декабре (6, 13, 20), вторая - в феврале (7, 14, 21, 25, 28) по понедельникам. Каждое занятие будет сдвоенным (4 академических часа) и длится с 19.00 до 22.00.
«Практикум по письму о театре»
Основная задача курса – помочь слушателям лучше ориентироваться в современной теории перформативных искусств и смежных с ней гуманитарных науках. Занятия направлены на то, чтобы развить навыки, способствующие: умению аргументированно обосновывать собственные творческие проекты (в диапазоне от грантовых заявок до artist statement), участию в дискуссиях о драме и театре, соотнесению собственной художественной практики с теориями современного искусства, драмы, театра и т.д. Практические занятия по письму о современном театре будут чередоваться с разбором ключевых текстов практиков современного театра. Занятия ведут исследователи независимой лаборатории Theatrum Mundi Валерий Золотухин и Юлия Лидерман.

Мастерская начнется в ноябре и будет проходить еженедельно по средам (3, 10, 17, 24), а завершится двумя интенсивами - в декабре (1, 8). Ноябрьские занятия - 2 академических часа, декабрьские - 4 академических часа, начало в обоих случаях в 19.00.
Performing vs. performance: антропология,
онтология
Интенсив, посвященный перформативности с онтологической и антропологической точки зрения, а также проблеме её различимости в разных социокультурных контекстах. Кети замечает, что сегодня применение слова "перформанс" не делает различий между жанрами и методами, случайным образом объединяя разнообразные перформативные и активистские практики в современной культуре. Многочисленные исследователи настаивают, что не существует разделения между художественным перформансом, театральными практиками и социальной деятельностью. В то же время современное искусство как институт не стремится интегрировать новые перформативные практики, имея собственный лексикон перформативности. Тем не менее, можно заметить, что недавно ситуация начала меняться; перформативность искусства скорее присваивает лексику performing arts, чем отсылает к концептуальным ограничениям своего перформативного наследия. Участники интенсива вместе с преподавателем попытаются найти ответ на вопрос о том, каковы социальные и институциональные требования к такой неразличимости, и является ли она скорее размывающей или, наоборот, артикулирующей политические горизонты современности.

Курс пройдет в апреле
TBA
Курс пройдет в январе
TBA
Курс пройдет в марте
Наталья Зайцева
Кети Чухров
Юрий Муравицкий
Арина Бойко
Сергей Морозов
Андрей Стадников
Ольга Тараканова
Анастасия Патлай
ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ
E-mail
ФИО
ТЕЛЕФОН
Выберите лабораторию
КОММЕНТАРИЙ
АРХИВ
КУРСЫ И СЕМИНАРЫ 2020/21
Юрий Муравицкий
Арина Бойко, Наталья Зайцева
Андрей Стадников
Ольга Тараканова
Анастасия Патлай
Сергей Морозов
Чехов как язык русского театра
Антон Чехов – это язык, на котором говорят русские актеры, поэтому чтобы убедить их играть химическую формулу, важно показать, что Чехов для вас, также как и для них – не пустое место. Курс уплотняет основы профессии: на пьесах Чехова можно поучиться действенному анализу и режиссерскому разбору, вспомнить Аристотелевскую драму, Новую драму, и даже освоить оформление драматургического текста. Читают: приглашенные режиссеры, которые будут представлять свой разбор Чехова (Юрий Муравицкий – «Чайка», Кирилл Вытоптов – «Три сестры», Сергей Чехов – «Вишневый сад», Данил Чащин – «Иванов»)

Курсовая работа: синопсис ревитализации пьесы Чехова


Драматургия будущего
Считается, что пьеса – это расписанный по ролям текст, но мы уверены, что пьесой может быть что-угодно. Откройте фриндж программу фестиваля «Любимовка» – вы найдёте там структуру днк, описание ловли рыбы, математические уравнения и т.д. Двигателем текста может быть не только сюжет, но и форма. Будем изучать генеративное письмо, современные литературные практики и философские концепции последних двадцати лет. Писать пьесы-рецепты, пьесы-списки и визуальные пьесы. Автофикшн-полилоги и редимейд-переписки.

Как это ставить – тоже выясним; тем более что это и есть главный вопрос вместе с вопросом «зачем?».

Курсовая работа: коллективная гранд-пьеса

Ведут: Арина Бойко, Наталья Зайцева.
Театр как опыт взаимодействия с реальностью
Осмысление документального театра в самом широком видении:

  • театр и память

  • театр и исторические фигуры

  • театр и свидетель на сцене

  • театр и устная речь

  • документ как провокация

  • создание документа вместе со зрителями

  • театр и современное искусство

Участники вместе придумают что-то еще не виданное и нигде не ставленное. На первых занятиях нащупываем темы с каждым, кто участвует; в течение года разрабатываем эти истории.Курсовая работа: пьеса и/или разработанная идея спектакля, которую можно предложить театрам.

Ведет: Андрей Стадников
Театр и жёсткая наука
Полное название мастерской – «Theory fiction, hard science и новая сентиментальность: как упаковать радикальные идеи в трогательный спектакль».

Как соединить радикальные теоретические идеи (например, идею суррогратного материнства для всех) и театр. Это первый аспект. Второй – как заниматься в театре hard-научным знанием: биологией, физикой, геологией. Зачем это может быть нужно в пьесе. Как и где искать эти знания и как раскладывать их на понятные составляющие.

Третий аспект – соединение жестких наук с простыми сюжетными поворотами. Пересечение их с любовью, дружбой, близостью. Как говорить о радикальных идеях и сложных научных теориях не только на языке перформативных лекций, но и в сюжетных формах.Курсовая работа: минимум – полилоги для пьесы; максимум – групповые или индивидуальные проекты, которые могут стать заявками в science fiction-резиденции и лаборатории.

Ведет: Ольга Тараканова
Новые междисциплинарные практики работы в театре
Документальная хореография и новая академическая музыка – как они могут стать частью или основой постановки.

Курсовая работа:

Ведут: Анастасия Патлай и приглашенные гости
Современная опера
Комбинированный цикл лекций и семинаров с участием молодых композиторов. Изучение языков и принципов чтения современных музыкальных партитур будет сопровождаться лабораторными работами с участием приглашенных композиторов, музыкантов и исполнителей. Практическая работа будет состоять из трех разделов: написание текстовой партитуры, создание сцены из несуществующего мюзикла и проекта микро-оперы для одного исполнителя. Курс завершиться публичным показом и feedback сессией с участием зрителей.

Курсовая работа: Открытый показ

Ведет: Сергей Морозов

Сергей Морозов -- театральный режиссер, преподаватель НИУ ВШЭ. Как режиссер работал в театрах Австрии, Белоруси и России. Постановщик оперы "Ариадна на Наксосе" Николо Порпоры (Театр ан дер Вин, Вена), перформативного проекта "Конституция" (ЦИМ, Москва), спектакля "Скролл" по пьесе Константина Потапова (арт-центр Эфир, Москва). Сергей уделяет особое внимание изучению современной музыки и проблемам межинституционального взаимодействия. Финалист оперного конкурса Ring Award (Грац, Австрия, 2017) и European Opera-directing Prize (Познань, Польша, 2020).
Выпускники
2020/21
Александр Гореликов
Мария Денисова
Юрий Орлов
Артем Ефименко
Публикация в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование, постановка фрагмента мюзикла «Пугачев»
Публикация подборки "Имена магазинов" (с предисловием Романа Осминкина) в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование, а также постановка фрагмента несуществующего мюзикла «Пугачев» (с 3:38) (семинар С. Морозова).

«Как мы знаем, учиться можно только понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Это идеальная форма обучения чему угодно, тем более литературе. В МШНЛ я так и учился, задумчиво бродя между лабораториями, что-то записывая, сочиняя и обсуждая. Для меня основными точками притяжения были: лаборатория Натальи Зайцевой и Арины Бойко по драматургии будущего, лаборатория мюзикла Сергея Морозова и лаборатория короткой прозы Дениса Осокина. Роскошным бонусом был индивидуальный и гибкий режим общения с преподавателями ввиду немногочисленности студентов в молодой институции. А еще новая литература должна удивлять — по крайней мере, их автора. Поэтому из замысла документальной пьесы про Емельяна Пугачева возникла сцена для несуществующего мюзикла (которая обрела мелодию и даже была спета), а вместо короткой прозы получилась поэзия, которая была частично опубликована. Все авторские лаборатории Школы различны, и каждая по своему уникальна. Объединяет их, пожалуй, свежий взгляд на литературную и театральную классику в сочетании с современной рефлексией и анализом текста (театра, музыки) как медиума в самых разных его формах. Одним из самых удачных опытов для меня стала работа с Сергеем Морозовым и композитором Александром Марголиным в лаборатории мюзикла. Благодаря вышеупомянутой сцене из жизни Пугачева, созданной в рамках этой лаборатории, я, будучи абсолютным дебютантом, прошел отбор в театральную резиденцию в Перми. И с эскизом нового мюзикла прошел во второй тур, после которого... Но это уже совсем другая история...»

Публикация в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование, постановка фрагмента мюзикла «Терапия»
Прямая речь:

«Для поступления на курс МШНЛ 2020 года нужно было принять участие во вступительных испытаниях, за десять минут до дедлайна я отправила свою 15 минутную пьесу и вот теперь отучившись год, я подала заявку на обучение в 2021 году. Первый год был захватывающе интересным, я занималась во всех возможных лабораториях, а то что не успевала посетит, смотрела в записи. Больше всего удалось сделать на курсе посвященном текстовой опере и мьюзиклу, очень круто и просто устроенный курс - я работала вместе с композитором, артистами, у моих работ были зрители, это очень мощный стимулятор, как «капли датского короля» для храбрости. С документальным театром пока толком ничего не вышло, но зато, во время подготовки к пьесе, я научилась брать интервью. Сейчас продолжаю писать пьесу вместе с преподавателем Андреем Стадниковым и сокурсником Сашей Гореликовым. На курсе Евгении Сусловой в первом семестре я сделала курсовую работу виде инсталяции, которая называлась «Страх перед ничто». Лекции Дениса Осокина сильно повлияли на меня, как будто расширили внутреннее пространство. А самым интересным для меня оказался курс Бори Клюшникова по вне/научной фантастике. Я попробовала себя в роли переводчика Урсулы Ле Гуин, и написала рассказы, которые, в итоге, были опубликованы в журнале «Транслит». В целом, мне очень понравилась атмосфера занятий, уровень дискусси в начале местами был высоковат, но к середине года все в голове улеглось. Некоторые вещи, к сожалению, не удалось охватить, например лекции Михаила Куртова были очень интересными, но нехватало времени прочитать те книги, о которых он говорил. Но записи сохранились, так что можно наверстать».

Дипломные проекты:

Публикация рассказов "Надежда", "Одди" (семинар Б. Клюшникова)в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование, а также постановка фрагмента несуществующего мюзикла «Терапия» (семинар С. Морозова).
Публикация в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование и постановка фрагмента мюзикла «Опера Молокова»
Публикация в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование
Публикация qr-манифеста "Я не чтобы ! ?" в #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование