Чехов как язык русского театра
Антон Чехов – это язык, на котором говорят русские актеры, поэтому чтобы убедить их играть химическую формулу, важно показать, что Чехов для вас, также как и для них – не пустое место. Курс уплотняет основы профессии: на пьесах Чехова можно поучиться действенному анализу и режиссерскому разбору, вспомнить Аристотелевскую драму, Новую драму, и даже освоить оформление драматургического текста. Читают: приглашенные режиссеры, которые будут представлять свой разбор Чехова (Юрий Муравицкий – «Чайка», Кирилл Вытоптов – «Три сестры», Сергей Чехов – «Вишневый сад», Данил Чащин – «Иванов»)
Курсовая работа: синопсис ревитализации пьесы Чехова
Театр как опыт взаимодействия с реальностью
Осмысление документального театра в самом широком видении:
- театр и память
- театр и исторические фигуры
- театр и свидетель на сцене
- театр и устная речь
- документ как провокация
- создание документа вместе со зрителями
- театр и современное искусство
Участники вместе придумают что-то еще не виданное и нигде не ставленное. На первых занятиях нащупываем темы с каждым, кто участвует; в течение года разрабатываем эти истории.Курсовая работа: пьеса и/или разработанная идея спектакля, которую можно предложить театрам.
Ведет: Андрей Стадников
Театр и жёсткая наука
Полное название мастерской – «Theory fiction, hard science и новая сентиментальность: как упаковать радикальные идеи в трогательный спектакль».
Как соединить радикальные теоретические идеи (например, идею суррогратного материнства для всех) и театр. Это первый аспект. Второй – как заниматься в театре hard-научным знанием: биологией, физикой, геологией. Зачем это может быть нужно в пьесе. Как и где искать эти знания и как раскладывать их на понятные составляющие.
Третий аспект – соединение жестких наук с простыми сюжетными поворотами. Пересечение их с любовью, дружбой, близостью. Как говорить о радикальных идеях и сложных научных теориях не только на языке перформативных лекций, но и в сюжетных формах.Курсовая работа: минимум – полилоги для пьесы; максимум – групповые или индивидуальные проекты, которые могут стать заявками в science fiction-резиденции и лаборатории.
Ведет: Ольга Тараканова
Новые междисциплинарные практики работы в театре
Документальная хореография и новая академическая музыка – как они могут стать частью или основой постановки.
Курсовая работа:
Ведут: Анастасия Патлай и приглашенные гости
Современная опера
Комбинированный цикл лекций и семинаров с участием молодых композиторов. Изучение языков и принципов чтения современных музыкальных партитур будет сопровождаться лабораторными работами с участием приглашенных композиторов, музыкантов и исполнителей. Практическая работа будет состоять из трех разделов: написание текстовой партитуры, создание сцены из несуществующего мюзикла и проекта микро-оперы для одного исполнителя. Курс завершиться публичным показом и feedback сессией с участием зрителей.
Курсовая работа: Открытый показ
Ведет: Сергей Морозов
Сергей Морозов -- театральный режиссер, преподаватель НИУ ВШЭ. Как режиссер работал в театрах Австрии, Белоруси и России. Постановщик оперы "Ариадна на Наксосе" Николо Порпоры (Театр ан дер Вин, Вена), перформативного проекта "Конституция" (ЦИМ, Москва), спектакля "Скролл" по пьесе Константина Потапова (арт-центр Эфир, Москва). Сергей уделяет особое внимание изучению современной музыки и проблемам межинституционального взаимодействия. Финалист оперного конкурса Ring Award (Грац, Австрия, 2017) и European Opera-directing Prize (Познань, Польша, 2020).