Соприкосновение с ключевыми фигурами
и уникальными исследовательскими проектами.


Публичные мероприятия
зима 2022
Twitter Opera — итоги курса Сергея Морозова
В #24 [Транслит] уже были опубликованы либретто мини-опер, созданных на семинаре Сергея Морозова "Сцены из несуществующих сочинений", который успешно проходит в нашей Лаборатории драмы уже во второй раз. На этот раз работы студентов будут представлены на сцене Центра Вознесенского 28 февраля.

Сочинения представляют собой музыкальные сцены продолжительностью до семи минут. В исполнение новых музыкальных пьес примут участие композиторы Роман Жауров и Феликс Микенский. Партию голоса исполнит сопрано Алена Верин-Галицкая.

Авторы либретто, студенты Московской школы новой литературы: Вера Гусь, Диана Садреева, Александр Титов, Дарья Городецкая, Мария Денисова, Мария Шимчук, Леша Лобачев.

Композиторы: Роман Жауров, Феликс Микенский
Солистка: Алена Верин-Галицкая
Интервью с преподавателями
Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства? Отвечает художественный руководитель Лабораторий [Транслит]
Форматы у всех семинаров разные, но главный принцип — совмещение теории и практики в разных пропорциях. «Мы ориентируемся на самые подвижные периоды литературы. Например, в 20-х годах прошлого века Шкловский и Тынянов были не только выдающимися теоретиками, но и отметились экспериментальной прозой. В 60-е многие (пост)структуралисты пытались размыть границы между литературной теорией и практикой, создавая из теоретических эссе квазисюжетные построения. Наконец, сегодня theory fiction (и для более лирически настроенных — автофикшн) рушат последние оставшиеся межжанровые перегородки. Нам близки эти трансгрессивные настроения, и мы стараемся превратить студентов в гибридных авторов, которые могут написать и теоретическое эссе, и экспериментальный художественный текст», — рассказывает Арсеньев.
Репортажи с занятий
Репортаж с семинара "Текст в эпоху антропоцена и больших данных"
Публичные мероприятия
осень-зима 2021
Петербургская презентация #24 [Транслит] в <Это_здесь> и первый звонок Лаборатории [Транслит]
Редакция и лаборатория [Транслит] провела в первую сентябрьскую субботу первый звонок (он же последний). После праздничной линейки во дворе Это_здесь состоялась презентация первого лабораторного выпуска [Транслит], подготовленного вместе со студентами по итогам года работы Лаборатории поэзии и теории. После торжественного представления дипломных работ выпускников первого года участники редакции и Лаборатории познакомили гостей с мастерскими нового семестра.

Роман Осминкин провел краткий экскурс в сюжет своего семинара-практикума по поэтическому материализму;

Алексей Конаков рассказал о том, как убить пиетет к литературе (и объяснил, чем он будет заниматься со студентами в новом семестре);

Михаил Куртов провел микро-мастеркласс по микро-письму;

Александр Скидан выступил с репликой о модернизме как болезни происходящей еще из XIX века (по мотивам опроса к курсу Олега Горяинова в этом семестре);

Никита Сунгатов
рассказал о новой конструкции журнала и Лаборатории, которые теперь одно и то же;

Павел Арсеньев объяснил, почему сегодня уже нужно научиться не писать стихи, и рассказал о разобучении на регулярной основе, запланированной на новый учебный год.

Также к участникам презентации присоединилась Анастасия Иванова, новый руководитель Лаборатории драмы и театральных практик.

Фото
Тизер-лекции
весна/осень 2020
Как научиться не писать стихи
Футурист действовал в рамках индустриальной экономики письма, сочетавшей модели добывающей промышленности («тонны словесной руды») и милитаризации скриптуральной процедуры («приравнять штык к перу»). Со временем инструментальное бессознательное письма эволюционировало от жеста (рабочего) удара к жесту нажатия (на клавиши).

Вопрос «как философствовать молотом» сменился тем, какие конкретные эффекты оказывает на письмо печатная машинка, телефон и телеграф.В свою очередь перед поэзией сегодня стоит вопрос не «Как писать стихи?», но «Как (больше) не писать стихи?». Если по рекомендации провозвестников «дальнего чтения» в эпоху больших данных мы обязаны разучиться читать (и начать смотреть на тексты), то и в случае поэтического письма можно говорить о необходимости «отказаться от идеи руки» и освоить «ремесло отказа от ремесла». На лекции-перформансе о том, как научиться сегодня не писать стихи,

Павел Арсеньев продемонстрирует документальные поэмы и оммаж-атаки на чужие поэтические методы, которые могут помочь юному любителю поэзии сориентироваться в современной ситуации.

Павел Арсеньев прочел осенью 2020 курс по материально-технической истории авангарда.

Как стать богатым
Курс Михаила Куртова «Философия творчества» осенью 2020 был посвящён творчеству и его традиционным проблемам. Вступительная лекция «Как стать богатым» была посвящена вопросам творческого благосостяния.

В основе любого творчества лежит богатство, хотя само творчество производится в бедности. Под богатством обычно понимают в первую очередь экономический капитал, но сегодня мы знаем, что типов капитала существует множество, и все они при необходимости переводятся друг в друга. В лекции не будет рассказываться о том, как перевести какой-то капитал в экономический, речь пойдёт о богатстве вообще и о том, как его лучше стяжать.
Общий лекторий наук и искусств
Весна 2021
С весны начинает работать Общий лекторий наук и искусств, в котором выступят — в том числе очно в Петербурге и Москве — авторы журнала и участники Лаборатории поэзии и теории [Транслит], анонсируя свои курсы следующего года.

Наши Школы состоят из Лабораторий — это неслучайное и небезобидное названия для внутреннего деления, но понятие имеющее свою институциональную историю и боевое прошлое. Производное от латинского глагола «работать», это слово обозначает оборудованное помещение, приспособленное для научных опытов и исследований. Первоначально алхимические, лаборатории постепенно вырабатывали в своих недрах саму идею и практику научности, а также соответствующие самость и эпистемические добродетели. Наконец в конце XIX века «лабораторными» захотели быть и неточные или неестественные науки: историки, филологи и социологи взялись собирать эмпирический материал и составлять картотеки, за счет чего стали больше похожи на ученых, но совсем разошлись с проклятыми поэтами. Всем этим мутациям дисциплин, институтов и субъективностей служила «лаборатория».

По этой причине и имея в виду эту институциональную историю мы не только называем так Лабораторию поэзии и теории [Транслит], но и посвящаем свой вклад в общий лекторий Школ всего нового тем подозрительным пересечениям и операциям, которые происходят в приграничной зоне — например, между эмпирической наукой и вопрошающей о самой этой ее амбиции философии, за что, конечно, тень подозрения (в ненаучности, абстрактности) падает и на нее саму (Монтлевич-Митрофанова), или между философией языка, экспериментальной фонетикой и поэтическими авангардами, дающими в качестве своего франкенштейна заумь (Арсеньев-Морозов), или наконец дискурс «невероятного» в научно-популярных журналах позднего социализма, существующих на грани с эзотерикой, отчаянным поиском духовной надбавки и откровенной лженаукой (Конаков). В заключение этих исторических экскурсов в разные периоды истории науки и искусства, будет предпринята собственная попытка синтеза такой паранаучной дисципилины как техно-антропология письма, в которой геологические отношения между языком и техникой будут соседствовать с современными материально-дискурсивными синтезами и агентным реализмом.
Александр Монтлевич / Алла Митрофанова
В то время как лабораторная наука производит и накапливает массив фактов, философия спекулирует на вопросе о самой научной фактичности как артефакте дефицита теоретической чувствительности экспериментаторов. Невероятно, но факт, что среди лабораторных артефактов "науки" особое место занимает эксперимент Лабержа-Хирна, в котором было объективировано люцидное сновидение. Оно распаковано как факт коммуникации между мирами сна и яви при отсутствии такого основания как общее (для испытуемого (люцидного сновидца) и экспериментатора) бодрствование. Важно, что экспериментальный дизайн Лабержа-Хирна не ограничивался лабораторией, с находящимся в ней оборудованием и ученым-лаборантом — он не нарочно вовлек еще и сцену сновидения, откуда осознанный сновидец подает сновидческим взглядом сигналы в глазные яблоки своего спящего тела и иглу окулограммы.

Александр Монтлевич, философ, автор журнала [Транслит] и книги в серии *démarche, основатель и преподаватель школы Paideia.
Алла Митрофанова, aилософ, участница киберфеминистского движения, основательница философского кафе на Пушкинской-10, преподаватель Московской антропологической школы

Встреча прошла очно в Галерее 2.04 (Пушкинская-10)

Встреча / Видео

ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ПОЭЗИЯ И ТЕОРИЯ [ТРАНСЛИТ]
  • Павел Арсеньев
  • Михаил Куртов
  • Борис Клюшников
  • Алексей Конаков
  • Кирилл Медведев
  • Роман Осминкин
  • Марина Симакова
  • Никита Сунгатов
  • Евгения Суслова
  • Наталья Федорова
ДРАМАТУРГИЯ
И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
  • Наталья Зайцева
  • Юрий Муравицкий
  • Сергей Чехов
  • Данил Чащин
  • Арина Бойко
  • Сергей Морозов
  • Андрей Стадников
  • Ольга Тараканова
  • Анастасия Патлай
ПРОЗА ИЭКСПЕРИМАЕНТАЛЬНОЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
  • Денис Осокин
  • Алла Горбунова
  • Олег Горяинов
ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ
Выберите лабораторию