Ридинг-группа «Драматургия письма» –
совместное занятие двух лабораторий Московской школы новой литературы — поэтической и театральной, а также открытое для публики мероприятие и возможность заглянуть внутрь лабораторной работы. В качестве точки пересечения интересов двух лабораторий был выбран номер журнала [Транслит], посвященный
драматургии письма, по которому и пройдет занятие ридинг-группы со студентами, на которое однако мы приглашаем всех желающих.
Наталья Зайцева: "Мне в восемнадцатом номере «Транслита» больше всего интересны статьи, посвященные теории письма и визуальному искусству, а не театру. Может, потому что они менее устаревающие, или потому что их предмет менее знаком театральным деятелям. Один из важных текстов номера – перевод главы из книги Дж.Хиллиса Миллера «Литература как приведение в) действие» – о речевых актах, которыми переполнено любое письмо; другой – эссе Хито Штейерль о разрезе (cut), монтаже, который стал ключевым приемом ведения нарратива, его связи с капитализмом, а также о постпроизводстве, почти полностью заменившем производство. Кроме того, у лаборатории [Транслит] обнаруживаются взаимные интересы к театру —диалог Павла Арсеньева с Дмитрием Волкостреловым и его же рецензия на парижскую постановку Анатолия Васильева пьесы Маргарет Дюрас «Музыка» — только один из подтверждающих их примеров. Мне кажется, найти связи этих двух текстов с тем, что мы на своем курсе называем «драматургией будущего», было бы любопытно. Но не настаиваю, что нужно читать именно эти две статьи. В номере много теоретических и художественных текстов авторов, которых можно было бы пригласить к участию в ридинге — Евгению Суслову, Кети Чухров, Константина Шавловского и др."
Павел Арсеньев: «Помимо существования сценического жанра литературного перформанса и постановки недраматических текстов (что можно было бы называть лирическим и эпическим театром соответственно) речь может идти о своеобразной драматургичности самого акта создания/реализации литературного произведения: ведь если существует
сцена письма (согласно мысли Ж. Деррида), то должна быть и его
драматургия, заслуживающая теоретического рассмотрения. Наконец письмо, понятое как акт, как действие, становится объектом общей теории перформативности.
Таким образом, эту формулу можно читать двояко (в чем и заключается различие сценариев прочтения): она стремится теоретизировать драматургию, характеризующую сам акт письма, и вместе с тем очертить некое скопление драматургических опытов и интуиций, обнаруживающих своим родовым условием (литературные, недраматические) тексты. Соответственно этому разделению материалы номера распределяются между полюсами теории письма и теории (дискурсивного, постдраматического) театра».
Ведут:
Наталья Зайцева, Павел Арсеньев Разбираются тексты
#18 [Транслит]: Драматургия письма:
1.
ХИТО ШТЕЙЕРЛЬ Монтаж: воспроизводство и пересборка2. ДЖ. ХИЛЛИС МИЛЛЕР Литература как (приведение в) действие (дискуссантом в обсуждении текста выступит
Анна Швец, автор и редактор #21 [Транслит], кафедра общей теории словесности МГУ)
3. ОЛЬГА ЖИТЛИНА Авто-анатомичекий театр
Встреча /
Видео Встреча прошла очно в ММУ